Росія ще довго мовчатиме, чому впав літак у Чорне море
Російський літак Ту-154 упав у Чорне море. На борту лайнера перебували військовий ансамбль пісні і танцю, а також тележурналісти з “Первого”, НТВ, “Звєзда”. Загинуло 92 особи.
Концерт для російських вояків у Сирії не відбувся. Саме до цієї країни прямували артисти — військовий ансамбль імені Алєксандрова.
Трагедія сталася 25 грудня, десь о восьмій ранку за київським часом. Уламки літака знайшли на відстані півтора кілометри від Сочі, на глибині 50-70 метрів.
Лайнер належав Міністерству оброни РФ. Вилетів з підмосковного Чкаловська, приземлився у Сочі, щоб заправитися пальним і… зник з радарів через 20 хвилин після вильоту.
Кажуть, що військові артисти мали виступити з концертом в Алеппо. Водночас ранііше російська преса писала, що гостей чекали на авіабазі Хмеймім у Сирії, яку утримують росіяни.
Сирійський президент Башар Асад, повідомивши про авіакатастрофу, сказав, що росіяни прямували до Алеппо:
“З величезним сумом ми отримали звістку про катастрофу російського літака Ту-154, на борту якого перебували наші дорогі друзі, які хотіли розділити з нами і жителями Алеппо радість перемоги і свят”, – наводить текст заяви Асада РИА Новости з посиланням на агентство SANA.
Ось деякі коментарі в соцмережах, які, на думку “Українського репортера”, є цікавими. Зокрема, колишній прем’єр-міністр України Євген Марчук пише:
“Катастрофу ТУ-154 над Черным морем россияне расследуют очень быстро. И вот почему. Мне пришлось дважды возглавлять расследование авиакатастроф с гибелью людей и самолетов. Один раз над морем и другой раз на суше. Хорошо знаю, что это такое.
Так вот. Катастрофа произошла с самолетом российского производства, в российской зоне ответственности управления воздушным пространством. Экипаж самолета был полностью российский. Если самолет был в управлении Минобороны России и имел статус военно-транспортного самолета ВС РФ, то ни Евроконтроль ни ИКАО не могут привлекаться к этому расследованию. Услышим, что скажет Россия по этому поводу – это был гражданский или военный самолет. Это важно.
Российские службы быстро найдут оба “черных ящика” и расшифруют записи. Если экипаж погиб мгновенно и одновременно, то вряд ли там есть записи каких либо слов экипажа. Расшифровка записей второго ящика занимает бльше времени, но она очень важна для специалистов. Несколько сот параметров деятельности почти всех систем самолета от запуска двигателей до последних секунд дают специалистам очень много важной информации.
Есть компютерная программа, которая после анализа обоих “черных” ящиков полностью восстанавливает, в том числе визуально, весь полет от старта до последних секунд, с посекундным выводом на экран самого самолета на местности, параметров всех важнейших систем управления и функционирования самолета и всеми разговорами экипажа. Сразу устанавливают точное время, скорость и глубину разгерметизации.
…Российские службы имеют большой опыт таких расследований и они быстро найдут и извлекут из воды все обломки и части погибшего самолета. Территория относително небольшая и глубина не критическая. К тому же там нет быстрых течений.
Думаю, найдут, извлекут тела всех погибших и обстоятельно их обследуют на предмет выявления осколков в телах и выявления истинных причин гибели – в самолете и почему или в море – когда вода в легких. И если какой либо осколок обнаружится, то восстановится место этого человека в самолете, чтобы установить угол поражения…
Все выявленные части самолета будут выложены на точный каркас самолета в масштабе 1 к 1 и специалисты восстановят физику разрушения самолета.
Конечно, будут разобраны по косточкам все службы и сисемы, связанные с обеспечением технического состояния самолета и подготовки его именно к этому полету. Точно будут привлечены главный конструктор и главный инженер завода изготовителя именно этого самолета. Будут привлечены опытнейшие пилоты именно этого типа самолетов. Версия об ошибке пилота будет исследоваться очень обстоятельно.
Будет также скрупулезно проверена деятельность всех служб обеспечения полетов и, особенно, всех наземных служб. Прежде всего безопасности на всех стадиях – охрана и подготовка самолета, качество топлива, поступление на борт пассажиров и багажа.
Будет исследоваться еще очень много других факторов от состояния погоды (атмосферы) в зоне катастрофы до биографий всех пасажиров…
Конечно, ФСБ будет точно прорабатывать самые разные версии, в том числе и теракт, но сообщений об этом не будет. Да и уголовное дело возбуждено Генпрокуратурой РФ не по этой статье. Такой теракт после убийства посла России в Турции был бы очень зловещим знаком для России в связи с ее участим в войне в Сирии.
Российские специалисты сравнительно быстро узнают истинную причину этой катастрофы, но полное расследование завершится нескоро. Госкомиссия расследует причины (физику) катастрофы, а Генпркуратура, используя материалы Госкомиссии, кроме причин, устанавливает виновных и передает материалы в суд.
Полную официальную информацию об истинных причинах этой катастрофы мы узнаем нескоро. Не знаю, может я ошибаюсь “.
А ось яку думку висловив юрист, екс-народний депутат України, учасник АТО Іван Макар:
“Щодо російського літака, що впав у Чорне море, то там були не тільки цивільні, а й військові. А це наші вороги і я радію кожному вбитому ворогу, бо їх менше залишиться для війни з Україною, а отже й менше буде сліз в українських матерів, дружин та дочок.
І я обурений діями нашої влади, яка запросто відпускає їхніх полонених в той час, коли вони наших не те що не відпускають, а калічать і вбивають. Що ж до цивільних, то більшість росіян підтримує свою владу і російську агресію щодо України. Тим паче артисти їхали розважати російських вояків в Сирію, де в Алеппо російська армія недавно вчинила жахливі злочини. То чого я маю їх жаліти?”
Російські медіа розповідають про цю авіакатастрофу як про трагедію національного масштабу. Дехто у свої матеріали вмонтовує тему війни на Донбасі.
Скажімо, такий собі блогер Андрєй Коц з “Вечерней Москвы» пише, що «Александровцы (ансамбль. – Ред.) всегда ехали туда, где их товарищам по оружию была нужна поддержка: Афганистан, Таджикистан, Приднестровье, Чечня. Они были и остаются «мягкой силой» Родины, представляя Россию и нашу армию на лучших сценах Европы, Азии, Африки и Америки”.
Сьогодні серед загиблих на борту Ту-154 була і волонтерка “доктор Ліза”. Журналіст “Вечерней Москвы” пише, що ця волонтерка “неоднократно бывала на объятом огнем Донбассе, вывозила раненых детей на лечение в Россию”.
Що забула на Донбасі ця Ліза?
Росіянам нав’язують тезу, що скрізь — одні вороги, отож, мовляв, треба воювати, а солдатам в бою допомагають пісня й танок. От тільки чи потрібна ця пісня у мертвому Алеппо, на могилах сотень сирійських дітей, убитих російськими вояками?
Леонід БОРИСЕНКО
Фото REUTERS